К вопросу о золотых самолетиках Колумбии

"Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов."
какая-то шведская телепрограмма...

Часть четвертая. И что же у нас получается?

Часть первая,
о чем все знают или
новый "заговор ученых"
Часть вторая,
в которой изучаем аэродинамику
 летающих крокодилов

Часть третья,
 в которой находим  в музеях
массу интересного

 

Из сказанного в начале третьей части можно сделать вывод – на землях Колумбии возникла, возможно, первая в Центральной Америке культура. При этом возникла, нарушая традиционную для всех культур последовательность – керамическая посуда появилась еще в обществе охотников-собирателей, а не в земледельческом, как происходило в других очагах культуры. Здесь же зародилось и земледелие, затем на малом пятачке вдруг расцвела и достигла небывалых высот обработка металлов – процитирую еще раз, очень уж меня удивляет этот перечень:

«(индейцы) применяли золочение и серебрение, а также холодную и горячую ковку, штамповку, чеканку, литье в технике «утраченного воска», литье в формах из огнеупорной глины, филигрань, закалку, пайку и т.д. Ковкость металла они улучшали прокаливанием, и вообще знали много технических приемов»

У нас, на Руси, в большом государстве, металлургия развивалась очагово – тут чеканка, там – литье. Тут – филигрань, а тут – чудо-кузнецы или литейщики. А у индейцев все и сразу, и в одном месте. И – каменными молотками, да на каменных наковальнях…

При этом у таких развитых в металлообработке индейцев, подошедших в своем социальном развитии вплотную к государствам, самих государств почему-то так и не возникло. Феномен. У «соседей сверху» (ацтеки, майя) и «снизу» (инки) – возникло, а у них вот нет. Хотя от них, пра-Колумбийцев, пошло все распространятся на Центральную Америку – судя по керамике. Не мои выдумки, так считает официальная наука.

А еще у индейцев Южной Америки был другой феномен – они не знали колеса. И письменности.  Нет, у них был способ фиксирования информации – без этого невозможны большие государства. Например, с помощью «узелков на память» - кипу, или с помощью букв-рисунков – пиктографической письменности:

 
Слева - кипу инков, музей Larco, г.Лима, Перу   справа – «кодекс» майя, Музей Америки, г.Мадрид, фрагмент

Как говорится, когда буквы нельзя, но очень нужно, то…
Но ни узелками, ни рисунками не запишешь простой формулы расчета тех самых дырочек на золотом круге. Записать их количество - 300 - можно. А вот сделать расчет их размещения - нет.  Т.е обслуживать хозяйственные нужды государства, вести экономические записи и даже хроники такими записями – можно, даже какие-то знания, понятия, переданные тебе извне – например, сложнейший календарь – можно зафиксировать, а вот создать свою науку, т.е фиксировать новые абстрактные понятия - узелками и пиктограммами не получится.

Ну и колесо. Все уже знают – круг с дыркой по центру у индейцев БЫЛ. Только вот как колесо они его не использовали:


«Вращающийся диск», Нарино, Музей золота, Богота

Рисунок на левом «Вращающемся диске» – прелесть. Но не будем отвлекаться.

Теперь давайте прибавим к этому то, о чем мы говорили во второй и третьей части.

Самое главное - на фотографиях двух (пока!) музейных экспонатов удалось найти следы воздействия более технологичных инструментов, чем могли создать использовавшие их племена индейцев этой эпохи.
Кроме того, многие золотые изделия индейцев Центральной и Мезоамерики либо содержат в себе в качестве декора некоторые элементы, либо сами являются копиями (отливками) технических изделий иной цивилизации, не сопоставимой по уровню развития с собственно индейцами. Даже если эти изделия являются копиями с более ранних копий, даже и в этом случае исходные технические мотивы легко нами считываются. Эта доступность для понимания свидетельствует о примерно равном уровне нашей цивилизации и той, служившей основой для копирования, древней и неведомой цивилизации «богов».

Кстати, кажется мне удалось понять простой алгоритм, по которому происходил отбор вещей для копирования:
-
Вещь должна быть доступной для понимания и толкования. Предмет явно должен относится к божественным или должен соответствовать индейским понятиям о мире. Гайку, просто найденную в куче – не скопируют. Гайку, увиденную в руках «бога»  да.
- Вещь не должна содержать запрещенных знаков (букв).
- Вещь не должна касаться земли священным символом солнца – кругом (т.е не должно быть колес).
- Вещь должна блестеть, отражать свет солнца
.

Вообще, по всей Южной Америке, в предметах материальной культуры, сделанных из материалов способных противостоять разрушению временем – золотые изделия, камни Ики, «генетический диск» и инструменты, изделия в форме тел вращения из обсидиана и хрусталя, многочисленные мегалитические постройки – до нас доходят следы более совершенной в техническом смысле цивилизации. Очевидно, видели их и древние индейцы. Сергей Лаптев для них даже ввел отличный рабочий термин – «дети, выросшие на свалке богов».  Почему же эти дети, выросшие на свалке, не стали новыми «богами»?

В легендах ацтеков – как Кетцалькоатль, майя – как Кукулькан, и в легендах инков – как Най­ламп или Виракоча, у других племен – Бочика, Тсума и  Вотан - т.е опять-таки в легендах всех окружающих Колумбию народов - мы находим предание о некоем «просветителе», прибывшим издалека («из-за моря»), и обучивших эти народы всему – пользованию огнем, строительству домов, земледелию, медицине, законам, верованиям, письму и календарю. Просветителе, жившем среди людей, учившем их, умершем или ушедшем к другим народам и лишь потом – обожествленным. Возможно, что многие такие предания говорят об одном и том же лице.

Давайте из этого попробуем сложить картинку. Есть некие предметы со «свалки богов». Есть некие «просветители». И есть нестандартные пути развития индейской цивилизации – резкие скачки в развитии с последующим ограничением этого развития. Что если это – звенья одной цепи? Кто же тогда были эти просветители? Два варианта – «прогрессоры со звезд» или «боги, выжившие в катастрофе». При этом эти(этот) просветитель заранее ввел в культуру индейцев запреты, делающие невозможным появление у них науки, т.е. делающие невозможным их развитие как технической цивилизации. Почему?

В части «пришельцев со звезд» я придерживаюсь гипотезы Казанцева А.П. – цивилизация, вышедшая на межзвездное сообщение неизбежно будет и технически и социально развитой. Такой цивилизации не свойственно оставлять народы в искусственной дикости – скорее всего они, пришельцы, будут «прогрессорствовать». Ну, я оптимист. Опять же, тот набор копируемых в золоте вещей – уж больно он «наш», человеческий. Иногда копируемые вещи уже немного и «устарели» - даже для уровня развития нашей цивилизации. Из всего этого получается, что просветитель был не звездный, а местный, земной «бог».

Цивилизация «земных богов» могла исчезнуть в случае, если произошла глобальная природная или техногенная катастрофа. Просветитель, выживший в природной катастрофе, будет невольно стараться подтянуть дикие народы к уровню своей, так нелепо погибшей родины. А вот выживший в техногенной – будет стараться, чтоб новый мир не пал, как несчастный его родной, в результате неправильного развития общества.  И в этом случае наложенные им искусственные ограничения в развитии новой цивилизации будут весьма ожидаемы и разумны.

Такая вот картинка сложилась у меня по окончании этого исследования. Надеюсь, и у вас оно вызвало новые мысли и ассоциации.

 

Любому рассказчику в конце долгого повествования надо сказать что-нибудь красивое. Легенду какую-нибудь… Почему бы и нет?  

В 50 км от Боготы, в горах есть священное озеро Гуатавита (ныне национальный парк). Озеро очень красивой, круглой формы (кратер потухшего вулкана), и весьма живописное:

но туристов привлекает не только его краса, но и связанная с ним легенда о церемонии, во время которой наследник рода племени Чибча-Мусика признавался в качестве нового касика. По этой легенде, процесс инаугурации проходил так: абсолютно голого (наверняка гиды для американок здесь добавляют и «прекрасного юношу») кандидата на трон натирали смолой и обсыпался золотой пылью (хм. А ведь после такой процедуры парень-то помрет от недостатка кожного дыхания…ну, для легенды это не важно.) Затем на плоту из бальзового дерева, весь обвешанный и усыпанный золотом и драгоценностями, он выплывал на середину озера, где бросал все сокровища в воду и смывал с себя золото, чтобы умилостивить богов. Все, после этого – он касик. А кто не верит - тому вот, фигурка:


Золотой плот, Муиска, музей золота, Богота

Кстати, не пугайтесь – я ведь предупреждал – художественное качество индейских работ очень разное. Это ж не как у Кимбайя - ручки сцепления копировать. Вон какая сложная композиция. Если не поняли - в центре плота не мачта, а золотой касик.
На фото озера в горах сзади виден «разрез» - это местный купец еще в 1545г. хотел спустить воду из озера и достать золотишко. Не сложилось. Хотя что-то он и достал, но затрат добыча не окупила. Потом англичане в 1912г. насосами качали – и тоже неудачно. В общем, «и поныне озеро хранит свои тайны».

А хотите я в эту чудо-сказку    добавлю альтернативности?

Ну с чего, скажите мне, солнцепоклонники будут бросать жертву солнцу – и в воду?? Уж тогда – в огонь или в вулкан какой-нибудь. А поступают так они только потому, что их предки так делали. А предки – потому, что предки их предков. Так, по цепочке, мы добираемся в ее начало - до изготовителей украшений в виде копий предметов богов - светоотражателей там или золотых самолетиков.

Пытаясь понять индейцев, я сделал эксперимент – а что будет, если я - индеец, и я - нашел ВЕЩЬ МЕРТВЫХ, УШЕДШИХ БОГОВ? Стоял и думал - как теперь быть?


я нашел вещь "мертвых богов"…

Бросить - жалко, а использовать её ни мне, ни, допустим, шаману – нельзя, это же хоть и мертвых, но - БОГОВ. Хранить? тоже как-то страшно – вдруг они ночью придут, потребуют… Самое разумное – им ее вернуть. Отправить в загробный мир, туда, где они все оказались, когда вода покрыла их землю. Но перед тем, как булькнуть ее в воды священного озера – было б неплохо сделать ее копию из неумирающего солнечного металла. И носить на виду - чтоб все знали, КТО я. И когда я сам пойду к богам – ее положат в мой гроб, чтоб боги знали, кто им вернул эту вещь. А сын мой сделает копию с этой копии – ему тоже в гробу может пригодится…

Вот почему они сломанный вентилятор не делали заново, а кропотливо чинили.
Вот почему нет второго диска с дырками, или самолетика из Смитсоновского института.
Вот почему больше не нашли тарелок с пятилепестковыми цветочками.
Оригиналы богов – в озере, первые копии – в могиле отца, а сыновья делают копии их копий так, как помнят.

Через сотню-другую лет «свалка богов» иссякла, оригиналы для копирования закончились, художественное и техническое мастерство индейцев стало потихоньку деградировать, возвращаясь к стандартному для их развития уровню. Так появляется еще один феномен - странный взлет и упадок культуры золотых дел мастеров у индейских племен древней Колумбии.

 

Спасибо что прочли. Порекомендуйте друзьям – если понравилось.

Татуков Андрей tag@mail.ru
С.Петербург, март-июнь 2018

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

1.Музеи мира онлайн

2.Моя коллекция фото из музеев

3. Сайт "Авиация, понятная всем"  

4. Сайт "Викунья", раздел о Колумбии и Панаме