К вопросу о золотых самолетиках Колумбии

Ваша идея, конечно, безумна.
Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна,
чтобы оказаться верной.
.
Нильс Бор

Часть четвертая. Про неочевидное, но вероятное.

Часть первая,
о чем все знают или
новый "заговор ученых"
Часть вторая,
в которой изучаем аэродинамику
 летающих крокодилов
Часть третья, начало
 в которой находим в музеях
массу интересного

 

1. О необходимости гравицап.

Помимо знаменитых фигурок самолетиков, в Интернете часто обсуждаются и таинственные зооморфные подвески, имеющие весьма странную, непонятную форму. Вот пример такой самой известной фигурки и ее толкования на форуме ЛАИ:


типовое толкование фигурок

Несколько забегая вперед, отмечу, что сходство с креслом пилота делается на основе анализа формы лишь одной фигурки нестандартного типа, да еще и с механическими повреждениями.

Как правило, на сайтах разборы конструкции фигурок (пример хорошего разбора – Викунья) лишь констатируют сложность и непонятность их черт и кончаются опять-таки сходством с креслом или робкими предположениями типа – а может, лапы - это колеса?

Занимаясь сбором данных о золотых изделиях индейцев Колумбии, я фото подобных фигурок складывал в отдельную папку, чтобы попытаться их потом проанализировать. Мне кажется, что теперь, набрав материал, можно поделиться некоторыми результатами его анализа.

Вначале я попытаюсь обобщить однотипные элементы конструкции фигурок на основе фото самой большой их коллекции - из музея золота, Богота, а потом посмотрим подобные фигурки в других источниках.
Итак, попробуем выделить общие элементы у трех разных по форме фигурок из Боготы:

1 – передние «трубы». Их концы иногда оформляются в виде 2х загнутых «пальцев»
2 – боковые шторки. Треугольные или прямоугольные. На зооморфных фигурах могут иметь сложную конструкцию.
3 – передние верхние элементы. Имеют насечки по верхней грани. Могут соединятся в один элемент. Иногда изображаются изогнутыми.
4 – лапы. Причем, задние всегда менее выражены, чем передние. Как будто индейцам в фигурке их пришлось домысливать.

5 – задние «трубы». Могут иметь острые концы, какие-то дополнительные элементы на своей поверхности. Иногда загибаются вверх.
5.1 – шарнир задних труб. Четко видимое механическое сочленение, позволяющее трубам [5] двигаться вверх-вниз.
5.2 – соединение шарниров задних труб
6 – задние верхние элементы. Имеют насечки по верхней грани. Могут соединятся в один элемент.
Могут изгибаться и иметь изображения воздушных вихрей
7 – тело. Ровное и гладкое.
8 – зооморфная голова (может отсутствовать)

 

Фигурки из Боготы будут служить нам неким эталоном, с которым будем сравнивать фигурки из других музеев. Еще раз, крупно, Богота:


музей золота, Богота, фигурки №1, №2 и №3 (сверху вниз)

Фигурки №2 и №3 наглядно показывают, что некоторые элементы могут двигаться (складываться).


Богота, фигурка №4.

Самая популярная в Интернете и единственная из всех фигурок с плоским телом [7], хотя шарики, возможно, должны придавать ему объем. Хорошо видно отличие задних и передних «лап» - по сути, сзади вообще не лапы. Левый передний элемент [3] – отломан и утерян.


Богота, фигурка №1, другой ракурс.

Видна странная, прямоугольная форма «рта». Боковые элементы [2] тоже странной формы. «Глаза» – аналог шарниров [5.1]?


Богота, фигурка №1 и №2, другой ракурс

Далее – фигурки из других источников.


Музей искусств, Хьюстон, эксп.2001.1226

Фигурка №5, однотипная с фигуркой №3 из Боготы, правый боковой элемент [2] – поврежден, из-за чего и соответствующая труба [1] изогнута. На задних трубах [5] видна неустановленная подвеска. Фото с другого ракурса – нет.



Этнологический музей, Берлин. Экспонаты
VA14729 и VA14728 (внизу).

Однотипные фигурки №6 и №7, сходные с фигурками №1 и №3 из Боготы – но без головы. Видно, что задний элемент [6] состоит из двух частей. Очень интересно шарнирное крепление элементов [2] и [3].


коллекция Думбартон-Оукс, Джорджтаун, США эксп.
PC.B.407

Фигурка №8 однотипная с №3, Богота. Поврежденный элемент [3] позволяет рассмотреть расположение элементов [1]


Иллюстрация к книге 1962г. «Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев», культура Толима.

Зооморфная фигурка №9 без головы. Интересен задний элемент [6] – выглядит просто как сопло какое-то. В современных онлайн-коллекциях музеев ничего похожего не нашел – кроме, может быть, подвески сзади фигурки №5 из Хьюстона.


Аукцион
Baracat Collection, лот PF.0790, Колумбия, Тариона 800-1200 г.н.э.

Фигурка №10 - еще один безголовый зооморф. При полном сохранении общей стилистики фигурки – опять видим сопло на месте элемента [6].
Стартовая цена лота, кстати, $6000. Тумбага.

Итого на данный момент нашлось 10 фигурок, разных по виду, но однотипных по конструкции.

Первое впечатление от этих фигурок – б-р-р-р… нечто совершенно непонятное, кажется, индейцы и сами не очень-то понимали – что они ваяют.
Чтобы лучше представлять себе размеры и взаиморасположение элементов фигурок, я стал лепить пластилиновые модели.
При этом выяснилось, что:
- лепить такие маленькие, но многоэлементные фигурки очень трудно. Индейцы были действительно Мастера.
- общий загиб вверх фигурки №4 из Боготы мог быть случайным – фигурки очень легко повредить.

В результате нескольких попыток моделирования с отбрасыванием излишней декоративности, получилась вот такая «каракатица»:


«Голова» получилась весьма схематичной – слишком много в ней непонятного. Но прямоугольный «рот» внизу головы и «сопло» на выходе – я сделал.

Чтобы понять, что же у нас получилось, сделайте простой мысленный эксперимент – вообразите у фигурки по колесу между сдвоенными трубами [1] и [5] – получится этакий «мотоцикл». При этом все сразу встает на свои места: элементы [2] и [3] впереди – это какие-то органы управления и что-то типа переднего обтекателя. Задний элемент [6] очень напоминает крыло-брызговик, корпус [7] – это седло, внутри которого скрыт двигатель. Даже понятно, почему задние лапы [4] менее выражены, чем передние – задние это упор для ступней, передние (вероятно) щиток и упор для коленей.
Сидеть на таком аппарате надо верхом, сильно наклонившись вперед, прижавшись локтями к рукояткам [3] и вытянув кисти рук вперед. Примерно так, как сидит вождь Пакаль на знаменитой плите из Паленке:


Никаких ассоциаций, просто показываю позу.

Разве что, наклониться вперед надо посильнее. В общем, все чудесно – вот только колес-то у фигурок нет. Вместо них – две близкорасположенных трубы спереди и две разнесенных сзади, вместе образующие вытянутый треугольник.
При этом, поперечная остойчивость всей системы представляется мне весьма малой и может обеспечиваться только за счет инерции движения – как на мотоцикле или велосипеде. А повороты можно делать, изменяя наклоном корпуса центр тяжести аппарата или управляя передними трубами – не случайно же их две и рычагов над ними два. Ну и вся конструкция оценочно получается явно не высокоманевренная.

Теперь давайте подумаем - а в какой среде может передвигаться подобный аппарат?

- По воздуху? Так как у аппарата нет никаких поверхностей, создающих подъемную силу – кроме двух крошечных лап-крылышек [4], то летать эта штука по воздуху не сможет – если только не выдумывать различные гравидвигатели и пр. Но если у вас есть такие чудо-движки – зачем вам делать реактивные самолеты, ну те, что «крокодилы с крыльями»? Просто привинтил такую гравицапу к любимому дивану и полетел... Ну и аэродинамики у всех этих торчащих труб – ноль. Так что - не будем чрезмерно фантазировать, не летали эти аппараты по воздуху.

- По земле? В этом случае так же, как и при движении по воздуху – раз колес нет, значит аппарат должен как-то отрывать от земли свой вес плюс вес седока. Получается опять без гравицапы ну никак. Да и негде было ездить в древней Колумбии – там горы и джунгли. Без мачете даже не пройдешь.
Вот если только севернее, на побережье Перу, в полупустынях…Но как бы мне не хотелось привязать этот аппарат к прямым линиям на плато Наска – все-таки для такой конструкции парение над землей весьма маловероятно. Хотя я не теряю надежды найти аппарат, «наследивший» на Наске…

- По воде? Самый вероятный вариант. В этом случае аппарату достаточно иметь небольшую положительную плавучесть – чтоб лишь только держать на воде свой вес и вес седока. А при движении те самые трубы [1] и [5] могут играть роль подводных лыж и даже создавать какой-нибудь поддув, выталкивая тем самым всю конструкцию из воды и переводя ее в глиссирование по поверхности…При движении по воде и прямоугольный «рот»-водозаборник окажется на единственно правильном месте - спереди внизу, и большой брызговик сзади, у которого изображают струи-вихри (только тут это не воздух, а вода) тоже будет вполне уместен, и сопло-водомет – все, все становится на свои места. Даже странный способ управления – ведь с чего это я решил, что на аппарате надо сидеть верхом, коленями и ступнями ног в воде? Не иначе, Пакаль попутал. Посмотрите:


Спортивный гидроцикл или аквабайк

Стоит всего лишь поднять ручки управления [3] вверх – а на некоторых фигурках это прямо напрашивается, даже шарниры видны - и мы получаем совершенно другую по маневренности конструкцию.


Возможная расшифровка конструкции золотых фигурок.

По морю на таком аппарате не поездишь, а вот по рекам – самое то. И есть где - в Колумбии через земли индейцев-ювелиров течет река Каука (1350км), а по другую сторону Анд именно в Колумбии находятся истоки Ориноко и Амазонки. Согласитесь, есть где погонять на аквабайке.

Резюмируем: все зооморфные подвески имеют общую компоновку и сходные элементы конструкции в одних и тех же местах, т.е. являются не плодом фантазий, а вариантами изображения одного общего прототипа. Мне представляется наиболее вероятным то, что данные подвески изображают некое водное индивидуальное транспортное средство, имеющее сходство со спортивными гидроциклами (аквабайками) нашей цивилизации.

 

2. О ликах вождей.

Продолжая скользкую тему гипотез, рискну поговорить вот еще о чем:


Музей золота Калима, г.Кали

Я уже показывал фото этого касика в начале третьей части. Посмотрите – он и сам представляет из себя «фигуру с рефлекторами (ну, или динамиками)», и таковые же фигурки у него на голове, на руках, и, может быть, даже на набедренной повязке (нет детального фото). У каждой такой фигурки под носом висит пластина с другой, маленькой фигуркой, сходного вида. Таковая же пластина может висеть и на носу самого касика и\или на его груди – я тоже ранее их показывал (как icono Yamoto, по мнению археологов, их «бесстрастное лицо передает идею сильного лидера и стабильного вождя»).

Почему я вернулся к теме? Этот манекен сделан на основе артефактов из могилы касика. Это – не его повседневное\праздничное облачение, это – его погребальный наряд, наряд в котором он придет в мир иной. И кому там нужен символ «сильного лидера» ??? На погребальных облачениях рисуют исключительно символы божеств и смерти, а не портреты харизматичных лидеров общества.
Рассмотрим такую золотую подвеску:


Музей золота, Богота

Золотой шлем и золотые рефлекторы в ушах – мы уже отмечали. Про подвеску в носу с «говорящим ртом» я фантазировать не буду. На глаза посмотрите. У меня сразу проскочила такая аналогия:


погребальная маска царя Агаменнона(?), Микенес, Греция, 1500г до н.э

Сейчас нам не важно – кто именно на ней изображен, просто интересна стилистика изображения глаз мертвого человека. Жмурика, извините за жаргон.

Но у индейцев есть и другие лики с подобными глазами. Вот самое знаменитое такое изображение:


Фигурка-символ музея золота, Богота

Обратите внимание на стрелку до ушей. Как на маске Тутанхамона.
Как правило, такие фигурки предназначались для хранения известкового порошка, используемого при употреблении коки (без извести жевание листьев коки «не вставляет»). Порошок этот получался или пережиганием морских раковин или из пепла неких листьев. По названию местной тыквы попоро, кожица которой тоже выделяет что-то типа извести, такие сосуды тоже называют «попоро». Дикие индейцы в Колумбии до сих пор ходят с тыквой, постоянно натирая ее деревянной палочкой и полученное отправляя в рот, к листьям коки. Индейская знать в древности использовала красивые золотые сосуды разной формы, доставая оттуда известковый порошок тонкой золотой палочкой. Часть таких сосудов имеют форму людей с глазами-щелками. Археология объясняет такие глаза наркотическим трансом изображенных персонажей.

Однако, получаем противоречие. Или такие лики – сильные лидеры, или они умерли, или они в трансе? Непонятно.

А потом я прочитал про итоги исследования загадочных трехпалых белых мумий Наски. Напомню, в Перу нашли несколько целых мумий и фрагменты странных трехпалых существ. Я как-то сразу их отнес к фейкам и не следил за развитием темы. И действительно, исследования показали, что эти мумии собраны из останков человека, животных, камушков, каких-то железок и щедро покрыты глиной и белым порошком. Причем сделано все это – крайне грубо, без знания анатомии и даже без представления о том, что твою поделку могут элементарно вскрыть, просто просветив рентгеном. И лишь одно в этих «мумиях» настораживает – их датировка. Как минимум, 1500 лет назад (разные фрагменты были датированы по-разному). Т.е. получается эти «мумии» были сделаны индейцами в рассматриваемый нами период, поэтому они и так примитивны и так «топорны».


лицо фальшивой мумии – вылеплено из глины примерно 1500 лет назад

Получается, что индейцы того времени знали таких «узкоглазых» существ? Возможно, считали их своими богами? И изображали их на погребальных облачениях, и «улетали» к ним, хорошенько пожевав коки… Тогда все эти антропоморфные сосуды попоро и изображают тех, чьи предметы индейцы так здорово копировали? Круг замыкается…
Посмотрим же на лица хозяев золотых самолетиков:


Коллекция попоро Кимбайя из музея Америки, Мадрид

Не знаю, насколько верна эта совершенно безумная гипотеза, но всегда хочется верить…

Вроде пока - все.
Давайте подытожим.

Часть четвертая, окончание,
в которой пытаемся подытожить
Приложение:
 заинтересовавшие меня фото из музеев