К вопросу о золотых самолетиках Колумбии

Бросая камни в воду, смотри на круги ими образуемые, иначе...
Виртуальный философ
XIX века.

Часть третья. Интересное из музеев (окончание).

Часть первая,
о чем все знают или
новый "заговор ученых"
Часть вторая,
в которой изучаем аэродинамику
 летающих крокодилов
Часть третья, начало
 в которой находим в музеях
массу интересного

 

10. Музей искусств в Далласе.

Я выделил этот музей в отдельный раздел из-за его удивительных фотографий экспонатов – в нескольких проекциях, с разрешением 9000х7000 пикселей, 300 или 600 точек на дюйм. Такие фото позволяют разглядывать экспонаты как в хорошую лупу. Правда, почему-то онлайн каталог музея не выдает превью фото – но я все-таки выбрал все, что меня заинтересовало. Оригиналы выложил здесь (некоторые фото до 25 Мб размером). Давайте же посмотрим на некоторые из них.

 
код по каталогу 1976.W.483 и 1976.W.482, Украшение, культура Муиска, 1200-1500г.

Я уже показывал подобное изделие из Берлинского музея. В Далласовском таких кругов – два. Для наглядности я обвел красным узор на одном из них – получилась вполне себе индейская, аутохтонная «завитушка». Все кривовато, видны многочисленные огрехи исполнения. Вероятно, на толстой восковой лепешке рисовался и прорезывался узор – с перемычками, чтобы скрепить его части, затем эту восковую модель обкладывали глиной - получалась глиняная форма, воск вытапливался и заливался расплавленный металл. Да, форма и рисунок нам необычна – но в целом это вполне себе индейское изделие. Культура и техника исполнения соответствуют друг другу.

Далее. Ранее я ошибочно писал, что ожерелья носились через плечо из-за их тяжести. Я был не прав – все элементы ожерелий оказались легкими, пустотелыми. Вот крупные фото элементов ожерелий:

  
код экспоната 1976.W.472, элемент украшения, культура Тариона, 3.81 х 0.95 х 1.27 см 5.5 гр.

 

  
Код экспоната 1976.W.653, элемент ожерелья (клык), культура Тариона, 600-1600г. н.э. 3.49 х 1.43 х 1.11 см 3.4 гр.

Ну и новая интересная вещь:

  
Код экспоната 1976.W.443, навершие посоха, птица. Культура Зену, 600-1200г н.э.

Образцом для клюва у птички явно служил цанговый зажим, а для глаза – винтик с плоским шлицом. Интересны так же полоски на крыльях птицы. Это – следы отпечатков пальцев мастеров-индейцев. Нет, они не хватали горячее золотое изделие – они «залапали» исходную восковую модель и эти отпечатки перешли на глиняную форму и в конечную отливку. Такие отпечатки пальцев можно найти на многих изделиях. Фотографии Далласовского музея их передают отчетливо.

Ну и немножко фото без комментариев:

 
Код экспоната 1976.
W.610 Украшение для нижней губы, культура Калима, 400г н.э., диаметр «ступицы» 1.11 см.

 


Код экспоната 1976.
W.644 Украшение, культура Кимбайя, 400г н.э., размах каждого «крыла» 11,5 см.

Теперь – к самому важному.

11. Следы инструментов.

Просматривая онлайн-коллекцию Даллаского музея искусств, я зацепился взглядом вот за это:

 
Код экспоната 1976.
W.356, пластина, культура Кимбайя, не датирована, золото, 9.84 cm, 96 гр.

Ссылки на исходные фото: вид сверху, вид снизу. Размер фото – ок.7Мб.
Небольшая круглая золотая пластина с отбортованными вниз краями, украшенная пятью концентрическими окружностями и четырьмя малыми окружностями, равномерно делящими диск на четыре части. Ну и необычные четырехгранные насечки в качестве украшения. Ни разу в золотых изделиях индейцев мне не попадались вещи с подобными механическими украшениями. Вообще у меня сложилось впечатление, что после отливки и полировки изделий индейцы внешне их никак не украшали.
Первое, что я стал делать – проверять симметричность размещения малых окружностей. Оказалось, что они абсолютно точно делят пластину на 4 равные части, но линии, соединяющие их центра, пересекаются не в середине наплыва в центре пластины, а в середине глухого отверстия на ее обороте:

 
Центр пластины – тыльная сторона(слева) и лицевая сторона (справа).

Видимо, исходная модель для отливки имела ровно в центре выступ, который был достаточно криво облеплен воском при моделировании – даже на фото заметно, что плоская вершина конуса на лицевой стороне ушла вправо и чуть вверх.

Этот же центр отверстия на обороте оказался и центром всех пяти концентрических окружностей на лицевой стороне. Такая конструкция – с осью на обороте – делает невозможным использование для нанесения окружностей на верхней поверхности пластины простейшее приспособление типа «палка и два гвоздика» - подобное этому:


разметка отверстий под мою акустику

После отливки пластины, учитывая кривизну ее верхнего конуса, нанести такую разметку можно только одним способом – разместить пластину на оси вращающегося диска-эталона и процарапать кольца, вращая его вместе с пластиной. Вся конструкция будет напоминать проигрыватель винила с установленным на пластинку звукоснимателем. Вращая диск, процарапал круг, передвинул «иглу», процарапал новый и т.д.

 К

В точке 1 и 2 мы видим погрешность такого процарапывания. Если исходить из общего диаметра диска в 9см 8мм, она составит… 0.1 – 0.2 мм! Это совершенно невозможно при нанесении колец вручную, без каких-то приспособлений. Более того, вектор, проведенный из разрыва 2 к центру окружности – пройдет через точку 1, т.е эти две окружности начинались и заканчивались при одном угловом положении пластины. Опять невозможно при ручном нанесении колец.
В точке 2 явно виден след от острия царапающего элемента – после нанесения окружности он «выскочил из рук» и оставил отметину на мягком золоте.
Точки 3 и 4 – следы от насечек неизвестным инструментом с шириной грани около 0.8мм. Причем, точка 4 показывает, что по одному месту насечка иногда набивалась два раза, и что центр инструмента для насечки очень схож с царапающим инструментом (сравните точку 2 и 4).
Точка 5 – это с трудом обнаруженный (присмотритесь!) стык одной из малых окружностей. Оценить погрешность ее нанесения я не возьмусь. Одно ясно - такого совершенства не достичь ручной обводкой 8мм отверстия по шаблону.

 

Тем не менее, при невероятной точности нанесения окружностей, прямоугольные насечки явно наносились вручную – см.точки 6. Все центры малых окружностей заглублены более сильно, чем прочая насечка. Зачем это сделано - выяснить невозможно.
Точка 7 позволяет установить последовательность разметки – малая окружность наносилась после больших.
Точка 8 – погрешность нанесения самой большой окружности, оценочно 0.3-0.4мм (сторона насечки, напомню, 0.8мм).

Не так все просто оказалось и с размерами окружностей. Диаметр больших окружностей – D1=53мм, D2=61мм, D3=69мм, D4=73мм и D5=85мм, диаметр четырех малых окружностей - 8мм. Если радиус малых окружностей обозначить как R=4мм, то несложно заметить, что

D2=D1 + 2R,    D3=D2 + 2R=D1 + 4R,    D4=D3 + R=D1 + 5R,    D5=D4 + 3R=D3 + 4R=D1 + 8R.

Размеры всех девяти окружностей на пластине взаимоувязаны, их диаметры изменяются кратно единому шагу, равному 4мм.

А теперь еще раз посмотрите на точки 1 и 2 на фото выше. Я считаю, что такая синхронность, такая одинаковость в начале\окончании линий возможна только или при одновременном нанесении обеих окружностей – за один проход инструмента или при использовании полностью автоматизированного инструмента. Возможно, эти два условия выполнялись совместно.

Я считаю, что точность, с которой нанесены данные окружности, наличие единого шага изменения их диаметров однозначно свидетельствует об механическом (НЕ-ручном) способе их исполнения, что коренным образом противоречит всем имеющимся данным о культуре индейцев как племени Кимбайя, так и всей Южной Америки доколумбового периода.

На всякий случай уточню два момента:
1. Индейцы не использовали не только колеса, но и гончарного круга (т.е. вращающегося стола).
2. Для всех измерений использовался инструмент «Линейка» в программе AdobePhotoshop. Полученные величины в пикселях пересчитывались в мм пропорционально указанному в каталоге музея диаметру экспоната 1976.W.356

Чтобы лучше представлять себе этот необычный обьект, я сделал из бумаги его простенькую модель в натуральную величину:

Темным выделены участки одинаковой ширины (2R=8мм), на оригинале такой раскраски нет.
Когда держишь такое в руках, то понимаешь, что правильное название этой вещи не пластина, а МАХОВИК. И да, он опять очень маленький – как и все необычные золотые копии Кимбая.

Естественно, ничего похожего на инструмент, которым сделаны четырехугольные насечки, или на копируемый маховик-оригинал – в онлайн коллекции музея нет. И вряд ли мы это когда-нибудь найдем. Тем не менее, история с инструментами индейцев не закончена.


Код экспоната 1976.
W.917, серьга, золото, не датирована

Это серьга. Она одна, пары, датировки и привязки к местности не имеет. Нам она интересна только одним - своей четырехгранной формой. Если ты – мастер, то вполне можешь носить украшения в форме своих божественных инструментов – как символ своей касты или мастерства…

Мне возражают – некоторые тумбага-сплавы весьма тверды и из них вполне можно было сделать такой четырехугольный набойник, заточить об камушки и работать им по мягкому золоту без выдумывания каких-то «божественных инструментов».
Конечно, можно. Но. Есть еще один экспонат:


Код экспоната 1976.
W.351 пластина, культура Кимбайя, 400-700г. н.э., золото, диаметр ~16.7 см. Выноска – моя.

Это нагрудное украшение в форме «тарелки» - я уже показывал подобные ранее. По всей ее поверхности вручную, без разметки, «на глазок» сделана декоративная насечка в форме цветочков с пятью лепестками. Цветочки… Не оскаленные драконы-крокодилы-ягуары, не отрубленные головы или лица с закрытыми(мертвыми) глазами, а – цветочки. Совсем необычная для индейцев тема. Просто небывалая.
При этом колотили (иногда ударяя по 2-3 раза в одном месте – следы остались) совершенно симметричным (проверял) твердым инструментом с общим диаметром 16-17мм – точнее не скажу, т.к. тарелка не круглая, пропорции размеров ее элементов точно не получить, да тут и не надо.


«цветок» из шести равных окружностей и след от инструмента

Возьмите линейку, отложите 17мм – и представьте, что вам надо отлить такой вот «цветочек» - идеально ровный, с равным диаметром (около 6мм) всех «лепестков» и пустой серединой между ними. При этом топология этой середины явно сложнее, чем просто обрезка по шестой окружности – видите эти прямые линии, помеченные стрелочками?
Вспомните картинки с индейцами и их каменными инструментами. Невозможно.

Получается, на экспонате 1976.W.351 мы видим уникальные следы использования индейцами Кимбайя инструментов, не имеющих аналогов и не соответствующих общему уровню их технической культуры.

Вряд ли, конечно, индейцы нашли специальный инструмент для насечек такой формы. Скорее всего, колотили торцом какой-то железки. В связи с этим я вот что думаю – а если сделать на 3D принтере круглую балку с таким профилем в поперечном разрезе – не будет ли она обладать улучшенным отношением веса и прочности на изгиб и на скручивание?

Так что были у индейцев Кимбайя не только «божественные» предметы, но и «божественные» инструменты. Поэтому и так отличаются своим и художественным качеством и мастерством исполнения золотые изделия племени Кимбайя от поделок всех других индейцев. Только вот скопировать для себя эти инструменты кимбайя не могли. И использовали их, похоже, одноразово – иначе такие тарелки с цветочками или с четырехгранными насечками были бы во всех музеях.

Опираясь на эти, на мой взгляд – бесспорные, доказательства контактов в древней Колумбии с более высокоразвитой цивилизацией «богов», можно поговорить и о менее точных вещах, о гипотезах.

Но - в следующей, четвертой части.

Часть четвертая,
в которой пытаемся подытожить
Приложение:
 заинтересовавшие меня фото из музеев