К вопросу о золотых самолетиках Колумбии

...когда одна палочка и семь дырочек...
Одна очень древняя легенда

Часть третья. Интересное из музеев.

Часть первая,
о чем все знают или
новый "заговор ученых"
Часть вторая,
в которой изучаем аэродинамику
 летающих крокодилов

 

1. Золотых дел мастера

Основная масса золотых самолетиков найдена на территории современной Колумбии, опять же я не буду переписывать сюда весь Интернет, рассказывая про эту страну, а отправлю желающих подробно ознакомиться с доиспанскими культурами Колумбии на все ту же Викунью.

Для себя же коротенько отметим следующее:


Доиспанские культуры Колумбии

Золотодобычей и золотообработкой на территории современной Колумбии занималось несколько племен в течении многих столетий. При этом у мастеров получались вещи, весьма разные по качеству исполнения. Это и не удивительно, так как у всех этих племен не было единого государства, у каждой деревни\территории был свой вождь – касик. Наукой считается, что в древности на территории Колумбии возникли предгосударственные образования – т.н. «вождества», но единое государство почему-то так и не появилось. Социальный феномен. В условиях такой разобщенной культуры ни о какой передаче технологий, навыков и умений между разными племенами говорить не приходится, скорее уж будет проходить деградация, а не развитие.

Очень интересно описывает добычу золота Луис Дуке Гомес в книге "Золото Колумбии. Ювелирное искусство индейцев"  

"Добывают золото без всякого труда двумя способами. Один состоит в том, что ожидают полноводия рек, текущих в ущельях, а когда реки опадают и высыхают, то золото, смытое с горных отвесов и принесенное с сьерры, остается на поверхности в виде крупных зерен (индейцы рассказывали, что они достигают размеров апельсина или кулака), а также в виде гладких пластин. Другой способ добычи золота состоит в том, что ожидают, когда в сьерре высохнет трава, после чего ее поджигают, а затем отправляются на поиски на возвышенности и в низины и находят большое количество золота в виде самородков красивой формы."

Невероятно богатая территория. Помимо золота, там есть серебро, медь, платина и изумруды. Некоторые индейские племена добывали каменную соль, ценившуюся выше золота.

Еще интересна запись хрониста об инструментах индейцев: «У них есть горны из огромных камней, молотки размером с яйцо или меньше, наковальни размером с майорканский сыр из очень прочных камней...». В музее золота в Боготе есть стенд, явно иллюстрирующий эту запись:


каменные инструменты индейцев, музей золота в Боготе,

Золото для индейцев имело преимущественно религиозное и эстетиче­ское значение, хотя в торговле эти изделия ценились высоко и являлись предметом обмена между племенами. Хронист XVI века пишет: «индейцы не любят золота и не ищут его для других це­лей (кроме погребений), потому что индейцы не платят золотом жалованья воинам, не по­купают городов и царств, не желают большего, чем навешивать его на се­бя при жизни и унести его с собой в могилу после смерти» Источник

Большинство ювелирных предметов колумбийскими индейцами изготавливались из тумбага, сплава золота и меди. Добавлением в золото меди индейцы получали снижение температуры плавления сплава примерно на 200 градусов (с 1080 С до 850 С) и меняли оттенок золота. Снижение температуры плавления – весьма важный момент, так как при сжигании древесного угля без дополнительного поддува максимально достижимая температура – примерно 700-800 С, а кузнечных мехов индейцы так и не изобрели, поддували ртом через деревянные трубки:


музей золота, Сан Хосе, Коста-Рика

Тумбага не имела устоявшегося состава - находят предметы из сплава в соотношении примерно 30% золота к 70% меди или 60% золота,10% серебра (естественная примесь к золоту) и 30% меди. Иногда создавались вещи, в которых до 97 % золота или, наоборот, до 97 % меди. Сплав тумбага получался очень твердый (как бронза и даже железо) и ковкий.
Кроме того, индейцы владели секретом повышения содержания золота на поверхности своих изделий.
Например, при помощи или специального травяного настоя (сок растения «чулько» благодаря содержащейся в нем щавелевой кислоте растворяет окись меди) или выдержанной мочи, медь окисляли и удаляли с поверхности изделия. После очистки и полировки поверхности на ней образовывался тонкий обогащенный золотом слой. Так же был известен им способ очистки поверхности золота хлорированием - при помощи смеси глины и соли.

Кстати, немного моих "заметок в сторону" в связи с индейским золотом:

Конкистадоры, открыв Ю.Америку, искали таинственную золотую страну Эльдорадо. Колумбия оказалась именно тем, что они искали. Масса золота, каждый касик - в золотых украшениях. Грабеж и разор индейских племен приняли невероятный размах. За 90 лет конкисты племя Кимбайя - одни из лучших золотых мастеров - полностью исчезло, истребленное войной и завезенной оспой. Именно испанские галеоны с грузом золота Колумбии мечтал грабануть капитан Дж.Воробей.
Но - высокое содержание меди в индейском золоте, открывшееся только уже в Испании, не позволило ей так сказочно разбогатеть, как, например, Англии на ограблении Индии.
Монетный двор Боготы стал применять при чеканке монеты индейскую технику очистки золота хлорированием с 1627г, а миру о нем поведали лишь через 150 лет. Интересно, эти 150 лет испанцы очищали всю монету или тоже – только ее поверхность??

Вернемся к теме. Изделия, сделанные руками мастеров племени Кимбайя, не только выполнены с высоким мастерством, но и славятся своими особенностями - реализмом и простотой отделки. Кимбайя применяли золочение и серебрение, а также холодную и горячую ковку, штамповку, чеканку, литье в технике «утраченного воска», литье в формах из огнеупорной глины, филигрань, закалку, пайку и т.д. Ковкость металла они улучшали прокаливанием, и вообще знали много технических приемов, с помощью которых получались изделия, не уступающие по мастерству европейским образцам, а иногда и превосходящие их.
И все это – весьма примитивными технологиями.

Подробнее про работу индейцев с золотом можно почитать здесь
-  Викунья, ювелирные техники древней Колумбии
или посмотреть три 4х-минутных ролика-реконструкции от Британского музея:
- Обогащение поверхностного слоя
- Ковка и чеканка
- Техника утраченного воска

Еще раз повторю - сказочно богатые земли со сказочными мастерами. И - населенные разрозненными племенами без единого государства. А теперь взгляните на еще одну карту:

Ни майя, ни ацтеки ни даже инки - ни одна гигантская империя не дошла до нашего Эльдорадо, помеченного крестиком, и не принесла "свободу и демократию" кимбайя, толима, муиска и прочим племенам, так неосторожно живущих на месторождениях золота и соли... Почему? Что помешало? Может быть, к этой местности у соседей было особое отношение?

Именно на территории Колумбии около 6 тыс. лет назад появляется самая древняя не только в Южной Аме­рике, но и во всем Новом Свете керамическая посуда, отсюда она распространяется в Централь­ную Америку и в Мезоамерику. Удивительно то, что ее появление связано не с культурами ранних земледельцев, а с обществами охотников-собирателей.
Здесь появля­ется один из самых ранних центров земледелия, возникает очаг ранней металлургии, развивается произ­водство изделий из золота, а потом и из платины
. Источник

Кстати, наличие керамики – обожженной в огне глиняной посуды – одно из необходимых условий для появления металлургии, т.к. руда плавится именно в керамическом горшке – тигле. Интересующимся посоветую большую статью А.Ю.Склярова «Металлы – дар небесных богов».

UPD. Майя и ацтекам до Колумбии было далековато, но вот инки-то как раз туда собирались…Но! На богатых землях на границе нынешней Колумбии и Эквадора удивительная мирная экспансия империи инков – основанная на общественном распределении благ, и прежде всего, продовольствия – дала сбой. А военным путем у них получалось не очень – 20 лет войны с местными племенами ослабили империю, прокатилась гражданская война за престол, а потом 200 конкистадоров Писарро коварством, оружием и, главное, оспой – в некоторых провинциях смертность индейцев достигала 93% - уничтожили империю инков. 
Такая же судьба ждала все остальные народы и государства Нового Света. Расчеты антропологов показывают, что даже самые «удачливые» народы обеих Америк на сегодняшний день сохранили не более 5% от своей доколумбовой численности. Конкиста - это крупнейший геноцид в истории человечества, т.к. общее число жителей доколумбовых Америк (до 1492г.) составляло оценочно 100-145 миллионов человек…

Не устали читать? Ничего, теперь пойдут обещанные картинки из музеев. Начнем с Колумбии.

 

2. Музеи золота, Колумбия

В Колумбии национальный банк организовал семь музеев золота (золото по-испански - ORO). Экспонаты для них поступают как из официальных экспедиций, так и (подозреваю - что в основном) выкупаются банком у "черных копателей", уакерос (от кечуанского huaca - "святилище"). Музеи эти разные по величине. Крупнейшие –естественно, центральный, в столице Богота (ударение – на А) - в его коллекции более 55 тысяч экспонатов (экспонируется лишь 10%), и музей золота народа Кимбайя, расположенный в городе Армения.
В городках поменьше музей золота может представлять из себя просто одну бронированную комнату. Экспозиции везде разные т.к региональные музеи ориентированы на местную культуру (племя). Все музеи - платные, сайтов с их онлайн-коллекциями я не нашел, поэтому приходилось просматривать тысячи туристических фото. Но - оно того стоило. Самые понравившиеся мне фото - как по теме статьи, так и по общей культуре индейцев, их мастерству работы с золотом я приведу в Приложении. Там есть на что поглядеть.

Ранее я уже писал, что золотые самолетики находили в захоронениях, на груди вождей - касиков. Сами захоронения выглядели необычно:

 
Музей золота Калима, г.Кали                                                           Музей золота в Боготе

На стендах - деревянный гроб-колода с непонятными выступами по торцам. Что-то это да должно символизировать...Кстати, на фото слева заметно, что музей золота народа калима в г.Кали - весьма небольшой. В центре его фигура касика в полном облачении. Давайте посмотрим:


Музей золота Калима, г.Кали

Интересные штуки у него привешены к ушам. В мочках ушей - громадные тоннели (о них чуть позже), а к ним чуть ли не проволокой подвешено это:

 
Музей золота Калима, г.Кали

Забавная вещица, настолько напоминает или диффузор динамика, или рефлектор светоотражателя для фары, что я даже картинку-аналогию приводить не буду. Интересно, как в голову индейцам вообще пришла мысль о такой форме? А ведь такая вещь - отражающая солнце - для индейцев-солнцепоклонников действительно была священной. Идем дальше – и сразу «возьмем быка за рога».

В музее в Боготе на стенде выставлено такое:


Музей золота в Богота

Размер 30-40 сантиметров, нагрудное украшение. Насколько я разобрал из других туристских фото - подпись гласит, что индейцы Нарино не только делали, но и чинили свои изделия. И действительно, штука при жизни владельца чинилась два раза - и оба раза по-разному. Очевидно, чинили разные мастера. Получается, украшение использовалось владельцем достаточно долго.
Посмотрите на ее центральную часть, напротив каждой из лопастей - явно изображения заклепок. В центре - что-то изображающее винт(?) для закрепления на оси. Нет, сама штука не вертелась - как наши ветряки, например, - у нее нет оси, ее просто носили на груди, подвязывая веревочками через лопасти - и видимо при этом лопасти и пострадали.
Очень, очень интересный вопрос, связанный с ремонтом - это ведь НЕ сложная конструкция, индейцы делали вещи гораздо сложнее, тогда почему ее чинили 2 раза? Старались, вон, верхняя заплатка пытается даже передать заклепку… Почему просто не сделали новую? Теперь о форме изделия. Я перебрал кучу фото современных вентиляторов - все как-то не то, нет вентиляторов с таким малым зазором между лопастями. Вентиляторов - нет, но есть такое:

Другое число лопастей, другой способ крепления на валу. Но форма - форма очень похожа. Это - импеллер водомета гидроскутера. Обратите внимание, он латунный и блестит.

Далее в Боготе выставлены такие "украшения"

 
Музей золота в Богота

Узнали? У каждого в ванне висит такое современное "украшение".  Я стал прочерчивать в Фотошопе кружки и считать дырочки.

Дырочки все очень ровно ложатся по окружностям, количество дырочек в окружностях и начинается с 7, и в 4х случаях из 9и с увеличением ряда возрастает тоже на 7 (в 2х - на 6, в одном - на 8). А к семерке (восьмерке) в культуре Южной Америки у меня лично настороженное отношение. Ладно, допустим это - случайно.

Вот вы сможете равномерно разместить 7 дырочек по окружности? а 39? или 53? Да не просто разместить, а еще так подобрать диаметры окружностей, чтобы расстояние между дырочками в разных окружностях было одинаковым? И расстояние между окружностями - тоже более-менее одинаковым? И так - 9 кругов, ровно 300 дырочек, вручную, и ни разу не ошибиться? Не можете? Ну так я вас сейчас научу, это не сложно - Google говорит, что расстояние между дырочками (хорда окружности) считается по формуле:  

L=D *sin(360/2N)

 где L-длина хорды, D-диаметр окружности, N-число дырочек, а sin - это синус. Функция такая. В тригонометрии.

Вспомните первый параграф этой части. Мало того, что у индейцев не было общего государства, так соседи еще по(на)говаривали, что выменянных на золотые изделия пленных они иногда и съедали...Математики у них не было - от слова совсем. Металлообработка - в зачаточном состоянии. Сверлильных станков с делительной головкой - ну, точно не было :)  поэтому, кстати, я и пишу дырочки - а не отверстия. Посмотрите – когда им понадобилась дырка для подвески, какую дырищу (внешний круг, справа) они проделали. Не умели индейцы сверлить металл. А вот литье в формы по модели – это они умели делать великолепно. Значит, и этот диск они тоже скопировали.

Вопрос тут только один - где ж 1500 лет назад они взяли тот диск, по которому сделали эту копию?

А было ли это только украшением? Ведь если в центральную дырочку сунуть колышек и каждый день его переставлять в другую дырочку, а внешний круг при этом пройти 2 раза - мы получим 360 дней. А календарь майя как раз и состоял из 18 месяцев по 20 дней плюс 5 "несчастливых" дней. На мой взгляд – это лишь занятное совпадение, не более. Пользоваться таким «календарем» не удобно, мягко говоря. Однако этого притянутого совпадения было достаточно, чтоб археологи называли эту "сантехнику" – календарем.

А теперь, когда вы готовы не только видеть, но и понимать увиденное - я покажу мое любимое.

 

3. Ожерелья

Их масса по всем музеям мира. В каждом этнографическом музее, где есть экспозиция о Южной Америке - можно найти бусы индейцев. Давайте посмотрим на золотые бусы:


Слева - Национальный музей Шотландии, Эдинбург,                  справа - экспонат 1\2416 из музея Смитсоновского института, США,

 
слева - экспонат 24\2465 из музея Смитсоновского института, США               справа – экспонат HM1020 Hudson Museum, Orono, США

    
слева - музей золота Тайрона, г.Сен-Мартен, Колумбия                                                            справа - музея золота в Богота, Колумбия

 
музей золота в Богота

И под конец - "звезда" моей коллекции ожерелий:

 
код по каталогу- 17407, музей Америки, Мадрид, Испания

Все вышепоказанное - это 100%, нет, 146% карго-культ. Ожерелья из золотых копий каких-то собачек от храповиков, защелок, курков, а ожерелье в Мадриде - явно копии штампованной ручки для тросового механизма (тормоз?). А вы говорите - не самолетики у индейцев, а крокодилы :) Нет, они конечно, пытались и это тоже стилизовать - вот в Мадриде есть другое ожерелье:

 
код по каталогу- 17467 , музей Америки, Мадрид, Испания

явная звероподобная стилизация вышеприведенного оригинала 17407.. точно, как в самолетиках с крокодильей головой - на глаз видны отличия от исходной копии.. тут и дырочки - не ровно, держалка тросика округлилась и выглядит уже совсем как глАзки, а из закругления под руку пытаются изобразить ноги и попу зверя. Да и сделано все как-то неровно, коряво. Индейская самоделка. Полное повторение развития стилистики изображения фигурок самолетиков. Более того, в берлинском музее я нашел такую «золотую фигурку» (GoldFigur)


эксп. 10160, музей Этнологии, Берлин

Это застилизованная «до неузнаваемости» подвеска от 17467, которая сама есть стилизация от 17407. Удивительно, что после такой «творческой переработки» мы еще продолжаем узнавать в «летающих крокодилах» исходные фигурки самолетиков. Ну и еще один экспонат:


эксп. 71.1935.38.31.  Музей на набережной Бранли, Париж.

Любой, у кого был в детстве мопед – сразу же узнает в этой «зооморфной фигурке, Колумбия, 600-1600г., золото» ручку сцепления с припаянным дурацким хвостом с лепешкой-висюлькой.


эксп. AM1928.1204.14  Британский музей, Лондон

Почему же никто не видел этого сходства раньше? Или видел – и молчал? Опять «заговор ученых»?  Да нет, просто у всех этих «ручек сцепления» есть одна маленькая деталь, убирающая их из раздела «сенсации» в запасники музеев. Это – их размер. Они очень маленькие. Мадридские длиной 3.2 см, Парижские – 3.1 см, лондонская – 1 дюйм (2,56 см). Ширина – около 5мм. Получается, эти маленькие рычаги не для руки, а что-то типа курка под палец?

Еще раз насладитесь ожерельем 17407… И - идем дальше.

 

4. Шлемы

Наголовное украшение (шлем ли, диадема или обруч) - непременный атрибут любого индейского касика. Испанские хронисты пишут, что касик без золотого облачения соплеменниками не воспринимался как вождь. Получается, что наличие этих атрибутов и выделяло его в вожди?

Шлемов в музеях еще больше, чем ожерелий. Обычно выставляются самые богато украшенные - чтоб показать мастерство индейцев. Иногда шлемы для этого к посетителям поворачиваются боком – там вычеканено украшение. Но для нас самое интересное не украшения. Более того, украшенные шлемы нам особо не интересны.

У шлемов можно тоже проследить развитие - есть простые, гладкие шлемы, есть шлемы с рельефами и есть с рельефами и украшениями.

 
Касик, музей золота Кимбайя, г.Армения.               Шлем, музей золота, Богота. Сейчас не экспонируется.

пример простого, гладкого шлема. Интересно, что от лба к затылку иногда идет двойной ряд дырочек, который использовали для украшения - например, перьями, как справа. Или еще чем-нибудь. Кстати, оцените "мастерство" изготовления дырочек на шлеме справа (это к вопросу о 300 дырочках на диске выше) и у касика запомните украшения в носу, потом к ним вернемся.

Может ли такой шлем быть защитным (военным) атрибутом? однозначно - нет, т.к он прилегает к голове. Для гашения ударов он не должен касаться черепа (должен иметь мягкую прокладку). Т.е. золотой шлем - это чисто декоративная вещь. Символ статуса. Принадлежности к некой касте.

Далее - рельефные шлемы:

 
код  экспонатов 17431 и 17432,  Музей Америки, Мадрид, Испания

Левый шлем показан СБОКУ, правый - в фас. Выпуклости на левом шлеме симметричны - над ушами.
И в завершение - украшенные шлемы:

 
Два шлема из Британского музея, Лондон

На многих шлемах мы видим элементы, которые можно определить как наушники, амортизационные валики на шлемах. Мы с сыном съездили в отличный музей первой мировой в Царском селе - там есть нечто подобное:

Шлем летчика 1 мировой. Ратные палаты. С.Петербург.

Ну, общие тенденции у золотых и этого шлемов - просматриваются. Со временем эти валики на шлемах стали декоративным элементом – как, например, на шлемах пожарных. Или уступили свое место продольным ребрам жесткости – как на строительных касках. Типа вот таких ребер жесткости:


экспонат 23\2339 из музея Смитсоновского института, США


А еще у летчиков были очки-"консервы". Что-то типа таких:

Упс. Это ж Метрополитен музей, Нью-йорк. код по каталогу 2008.190.318, доколумбовая Америка ок.500-900г. н.э., дар музею от Muriel Kallis Newman, 2008. Ожерелье. Нефрит, золото, древесные волокна (bast fiber).

А вот это - просто пара таких занятных, маленьких стульчиков из глины.


музей золота, Богота

У нас, в XXI веке, до сих пор делают подобные стульчики - вот посмотрите:

 

Берут кресло пилота самолета Як-52, приделывают ножки - и получают "Кресло руководителя" (левое фото). Можно купить и сидеть, руководя в меру сил.  

Мне возражают - а что тут необычного? Стульчики как стульчики. А глубокая чаша-сиденье? В пустой такой чаше не посидишь, ноги режет, надо что-то подкладывать. Причем, судя по глубине чашки - подкладывать что-то толстое, гораздо толще, чем требуется для просто "мягко посидеть". Например, сложенный парашют - как в кресле пилота.
Даже заклепки по дну чаши есть и там, и там...

Продолжение третьей части.

Часть четвертая,
в которой пытаемся подытожить
Приложение
 заинтересовавшие меня фото из музеев