Преамбула | FAQ:Акустические системы | FAQ:Hi-Fi и Домашний кинотеатр | Чайник с паяльником
 
АКУСТИКА АЛЕКСАНДРА КЛЯЧИНА
??? что такое акустика (мониторы) Клячина?
  А.Татуков :

А.Клячин :

Мои мониторы ( www.klyachin.ru ) прошли две стадии модернизации.

Последняя версия - с новым ВЧ динамиком.

Я предпочёл его из-за более натурального звучания. Самые опытные слушатели согласились с моим выбором при прямом сравнении старой и новой версии мониторов. Этот динамик - точная копия одной из моделей фирмы B&W. Магнит - ниодимовый, производятся - в России.

Недостатки своих изделий я знаю лучше большинства других слушателей.Стараюсь создавать новые модели и версии старых моделей с меньшими недостатками. Несмотря на далеко не идеальное звучание моих изделий, оно существенно лучше безобразного звучания большинства моделей продаваемых АС.И это не потому, что я толковее других создателей АС, а потому что нормальных создателей очень мало и большинство колонок разработано людьми. которых к музыке подпускать нельзя.

Модельные ряды, постоянно обновляемые, диктуют маркетологи.Считается, что клиенты - зомби купят то, что их заставят купить. В таких условиях нормальному разработчику неуютно творить в рамках фирмы.Основатель Аудионот Хирояси Кондо в своё время из-за этого ушёл из фирмы Сони.
Если бы лидеры аудиоиндустрии поставили задачу обеспечить хорошее качество звука - эта задача была бы решена - просто нанаяли бы людей, доказавших свои умения в малых фирмах...
Она будет поставлена, если руководители решат, что это поможет увеличить объём продаж.Пока такого решения не принято.

Так что у меня обычнейшие способности, но я ставлю задачу обеспечить хорошее звучание и обеспечиваю его.Моё счастье, что ведущие участники рынка аудио плевать хотели на звучание своих изделий.

В 1996 году руководство дистрибьюторской компании "Инфорком" организовало мне и Юрию Грибанову встречу с директором европейского отдела фирмы Полк аудио Стивом Ридом для сравнения колонок Полк аудио RT - 8 и наших с Юрой колонок на точно таких же динамиках.Это сравнение прошло в салоне "Чёрная жемчужина" (теперь - "Есин студия").Владелец салона Сергей Иванович Есин продаёт в том числе технику, поставляемую "Инфоркомом" и поэтому предоставил для сравнения все условия.Стив Рид оказался умным, хорошо слышащим мужиком, принёс много хорошей музыки, долго и внимательно слушал, сравнивал.
Общее мнение присутствующих после сравнения выразил хозяин салона Сергей Есин : " - лучше бы Полк аудио производило только такие колонки, как наши ребята и больше никаких других не делало".

Я был тогда достаточно наивен и расчитывал на сотрудничество с POLK AUDIO.
Стив Рид вернул меня с небес на землю своим здоровым цинизмом. Он сказал буквально следующее :
" - Да, Ваши колонки на наших динамиках очень хороши, существенно лучше наших, но, зато у нас - хороший маркетинг и пока наша продукция успешно продаётся, мы ничего менять не будем".

Слава богу, что дело обстоит так. Ведущие игроки рынка аудио просто оставляют мне нишу с требовательными к звучанию покупателями - она им не нужна, иначе бы - отняли. Не нужно быть гением для работы в этой нише, надо просто изо всех сил стараться улучшать качество звучания издели
 

??? Какого порядка фильтры Вы предпочитаете ставить на двухполосные системы.
  зависит от параметров динамиков и конструкции АС, мечтаю вообще обходиться без фильтров, но - не получается.
 
??? Используете ли Вы программы расчета фильтров или все делаете "по звуку".
  расчёты просты, программы для этого - не обязательно использовать. После достижения приемлемой равномерности АЧХ начинается тонкая доводка "по звуку".
 
??? Используете готовые элементы фильтров(катушки индуктивности) или мотаете сами."
  сами, ну кто мне будет мотать катушку 272 микрогенри или 1,19 миллигенри?
 
??? как Вы смотрите на такие варианты : би-ампинг (или даже три-ампинг при 3-полосной системе) и активный кроссовер на входе усилителей, а кроссоверы акустики исключаются
  Главная проблема при создании новых моделей АС - добиться наилучшего тембрального баланса при котором музыка разных жанров будет звучать наиболее увлекательно.
Упоминаемый Вами вариант не освобождает разработчика от решения этой проблемы.
Ни разу не приходилось слышать достаточно гармоничное звучание от аудиосистем, построенных по принципу многополосного усиления. Виноват не принцип, а отсутствие у разработчиков достаточного умения выстраивать тембральный баланс.

Как говорится : "тапочки штанов не заменяют".

Мои силы ещё долго будут отнимать проблемы создания разных моделей обычных колонок. Многополосное усиление - вовсе не обходной короткий путь к хорошему звуку - это всего лишь один из правомерных способов построения аудиосистем.
Никакого облегчения в настройке этот способ не даёт, проверено мною на практике при создании акустики для озвучивания концертных залов.

Я никогда не думал и не говорил, что многоканальное усиление - бессмысленно. Приходится спорить о другом : - неопытные люди иногда думают, что объедут проблему настройки звучания АС при помощи многоканального усиления.

Не объедут.

Мне жутко смотреть бывает, как главная язва большинства современных колонок - негодный тональный баланс - ускользает от внимания части потребителей и изготовителей АС.
Это не удивительно : - общий низкий уровень качества воспроизведения музыки создаёт впечатление, что так и должно быть.
Было бы перспективнее иметь другие эталоны звучания, чем типовые современные колонки. Тогда стало бы видно, что надо заново учиться настраивать тональный баланс при создании новых моделей АС.

Недавно реставрировал суперлегендарную AR-3a выпуска 1961 года : - идеальный тональный баланс, обалденное звучание. Каждое музыкальное произведение воспринимается, как откровение, исповедь. Сила передачи энергетики музыкантов - как при живом исполнении! А теперяшние колонки - эх, лучше ничего не говорить.

Не о том Вы переживаете, не с катушками и конденсаторами надо бороться, а с тухлым звуком.
Можно это делать и при помощи многоканального усиления, надо только научиться "видеть цель", то есть - научиться замечать тухлятину при воспроизведении музыки.
 

??? Складывается такое впечатление, что лучше акустики Клячина нет в мире. Одно дело слушать в квартире, другое в магазине- разные условия. Обьективную оценку можно дать при прослушивании в равных условиях и используя одинаковые источники.
Господин Клячин вопрос к Вам: Как Вы считаете, неужели используемые Вами динамики Vifa могут выдавать такую же детализацию, панорамность и чистоту звука как и динамики Dynaudio?
  Динамики - полуфабрикаты, достоинствами или недостатками обладают не столько динамики, сколько акустические системы в целом. Наибольший потенциал по разрешающей способности из известных динамиков обладают, например, SEAS Excel, Scan speak.
Динамики Dynaudio обладают уникально высокой мощностью и хорошим, но - не уникальным звучанием. По разрешающей способности они уступают вышеперечисленным динамикам и некоторым другим. Выдающееся качество звучания полочников Dynaudio достигнуто благодаря искуссности настройщиков этой фирмы. Если бы эти динамики использовали, например, специалисты B&W - результат был бы - обычное звучание. (Речь идёт не о настройке каждой пары колонок, а о настройке при создании модели, которая делается очень тщательно и не быстро, с перебором вариантов для поиска наилучшего. Затем на производство для серийного повторения передаётся соответствующая документация. )

Динамики VIFA обладают сопоставимой разрешающей способностью с динамиками Dynaudio, поэтому на VIFA можно добиться сравнимого качества звучания с полочниками Dynaudio. Но создание хороших колонок на VIFA требует от разработчика большего умения, чем создание АС на Dynaudio, так как АЧХ динамиков VIFA требует большей коррекции. Кроме того, использование динамиков Dynaudio позволяет строить маленькие АС с существенно большим развиваемым звуковым давлением без риска повреждения динамиков, чем возможно на VIFA. Это - благодаря огромной мощности громкоговорителей Dynaudio.
Итак - по совокупности свойств громкоговорители Dynaudio предпочтительнее, чем VIFA.
Но, во-первых - колонки на Dynaudio получаются заметно дороже, во-вторых, когда не требуется озвучивать большое помещение, хорошо настроенные колонки на VIFA сопоставимы с хорошо настроенными колонками на Dynaudio.
 

??? На какой размер комнаты Вы позиционируете свои полочные и напольные колонки на динамиках Vifa? Если ли ньюнсы звучания напольной пары перед полочной?
  Мониторы на VIFA и напольник, аналогичный монитору - 12 ... 25 кв.м.
Мощные мониторы - 12 ... 50 кв.м.
Напольники на VIFA (2 НЧ + 1 ВЧ) - 25 ... 50 кв.м.
Напольники на VIFA в маленькой комнате дают многовато баса и высоких частот, в большой - оптимальны.
Мощные мониторы вдвое мощнее моих обычных мониторов, габариты - 55 х 27 х 33 см. (В х Ш х Г), чувствительность - 91 дБ/вт/м, 8 Ом, 45 ... 25 000 Гц.
 
??? знакомый сказал про Ваши АС : "хорошие колонки уровня брендовых полочников $400-600, или в Московских ценах $500-800"
  Оценка зависит от критериев слушателя!
По передаче бумканья и цыкания можно найти колонки получше моих и за 200$. Например, Монитор аудио бронз фигачат не менее драйвово, чем мои колонки. Но они звучат синтетично.
Монитор аудио голд референс 10 играют не менее натурально, чем мои мониторы, ритмичнее по басу. С другой стороны, акустическую музыку МА голд референс 10 играют беднее по передаче интонаций и эмоций. Многие меломаны эту разницу толкуют, как преимущество моих колонок.

Вот практический результат, усреднённый по сотням покупателей:
- они считают, что, покупая мои мониторы, получают совокупность необходимых им особенностей звучания, за которую им пришлось бы платить от 1000 до 2000$ по розничным ценам или от 600 до 1200$ за б/у колонки.
 

??? Почему за столько лет так и небыло "запротоколированного" прослушивания с опубликованными в прессе результатами ?
  Информационная поддержка журнала стоит от 1000$ в месяц - это минимум. Надо постоянно размещать рекламу на эту или большую сумму, чтобы изделия, представляемые рекламодателем, были приняты на тестирование. Плохо это или хорошо, но современные журналы финансируются рекламодателями.
 
??? Вот я собираюсь взять Даимонд 8.4 - у меня 19 метровая комната. Колонки мне понравились во всех отношениях. В принципе за ту же цену ничего не нашел более интересного. Думаю мне хватит. Но почитал ваши высказывания, и возник вопрос, что же я получу если переплачу сотню за эти колонки от Клячина?
  Kosta - Получите на порядок лучше детализацию, более глубокий и точный бас, на порядок лучше артикуляцию вокала, прорисовку стереобраза .... Вобщем нельзя сравнивать Даймонды с этой акустикой. Они просто находятся в разных категориях. Акустика Клячина просто выигрывает "за явным преимуществом". Конкуренты Клячина из импортной акустики начинаются от тысячи. Правда вопрос какие у Вас компоненты? Какого качества звук выдают? Не уверен что Вам целесообразно доплачивать за акустику Клячина если в качестве систем пользуете ДВД плеер с бюджетным ресивером.
 
АС ДРУГИХ ФИРМ
??? Ваше мнение об АС такой-то фирмы ?
  Большинство производимых сегодня АС расчитано на слушателей с эталоном звучания в виде усредняющего все жанры музыки "бухающего" музыкального центра.
Не последнюю роль играет естественное вытеснение талантливых стариков - разработчиков новыми карьеристами в успешных фирмах с привлекательными заработками. Многие фирмы деградировали, а некоторые громкие имена - просто волки в овечьей шкуре - новые, бездарные производители покупают имена умерших известных в прошлом фирм.
Мне проще перечислить фирмы, чья продукция со временем не деградировала и новые фирмы с качеством не из "нашего времени" :

Виенна акустик, Динаудио, Монитор аудио, Сонус фабер, Ливинг войс (дорогие рупорные модели), Авантгард акустик, Аудионот, Триангл, Магнепланар.

Промежуточное по качеству положение занимают :
Дали, Мишшн, Селекшн, Вандерстин, Спендор, Клипш, Вестлэйк, Алон.

Разумеется, я мог забыть несколько достойных торговых марок.

Попробуем еще раз :
Из АС рекомендую DIVA, SONUS FABER, DYNAUDIO, CABASSE, MAGNEPAN, KLIPSH, TANNOY, LIVING VOISE, VIENA ACUSTIC, SPENDOR, TRIANGLE, AUDIO NOTE, GENELEC, GENESIS, PROAC и мои акустические системы.

Я очень внимательно и строго проверяю свою акустику, прослушивая "провокационные" записи, которые неадекватно звучат при нарушении тембрального баланса.
Например, чем сильнее артистизм вокалиста, тем легче заметить нарушения в звучании.
Более-менее приятное звучание голоса и правильная передача выражаемых вокалистом интонаций - это не одно и тоже. Поэтому там, где Вы снисходительно ставите оценку "4", я могу влепить "2".
Конечно, у меня нет задачи критиканствовать при любом удобном поводе.
Моя цель - постоянно совершенствовать мастерство создания аудиосистем, завоёвывая признание самых искушённых слушателей. Вот почему некоторые недостатки, ускользающие от Вашего внимания, для меня - заметнее.
Двадцать лет тренировки восприятия при целенаправленном прослушивании аудиосистем кое чему меня научили. Кстати, с момента моего первого выступления на аудиофорумах моим мнением интересуются при выборе аудиокомпонентов. Я старался не ругать конкретные фирмы, а рекомендовать лучших, но повторяющиеся вопросы, например про KEF и B&W, буквально "припёрли меня к стенке" и вынудили называть вещи своими именами.
Чем настойчивее я просил не обсуждать со мной фирмы вне моего списка, тем больше обижались поклонники акустики других производителей. Возможно, споря со мной, они доказывали правомерность своего выбора самим себе.
Давайте договоримся, если Вам подходит звучание колонок KEF и B&W - просто покупайте и слушайте их. Зачем же обсуждать со мной переделку того, что Вас устраивает?

Что касается закономерного недоумения - зачем некоторые мои клиенты покупали то, что требует переделки :
Во-первых, не у всех хватает опыта для безошибочной оценки качества звучания при покупке.
Во-вторых, нельзя недооценивать гипнотическое влияние громкого имени фирмы - производителя.
В-третьих, человеку свойственно обучаться, восприятие тоже изменяется под воздействием тренировки и то, что сначало вполне устраивало, со-временем может оказаться неудовлетворительным.

По-моему, большинство производителей завышают чувствительность на 3 дБ, сопротивление - вдвое, полосу частот - как Бог на душу положит. Но главный "кидок" - не в этом. Плохо, когда колонки тухло, неувлекательно воспроизводят музыку - а это бывает слишком часто.
 

??? какие, по Вашему мнению, недостатки у фирменных АС ?
  В двух словах :
Модельные ряды почти всех производителей строятся под диктатом маркетологов, которые требуют :
"Пусть будет маленькая колонка с одним басовиком, затем средняя - с двумя, затем - большая - с двумя СЧ динамиками и одним здоровенным НЧ, наконец - огромная колонка с двумя ВЧ, двумя СЧ, двумя НЧ".

Для разработчика создание таких искуственно надуманных обитателей рыночных ниш - бег в мешках, сил уходит много, результат - мизерный.
Большинство производителей и продавцов уверены в умственной отсталости покупателей. Считается, что можно продать всё, что угодно при надлежащем продвижении товара. Нельзя сказать, что они сильно не правы.
До сих пор многие падают на колени, услышав звучные названия раскрученных фирм. Но цинизм - наказуем, позиции продавцов неиграющих колонок - уязвимы.

Угрозы таковы :

Во-первых, всегда найдётся еще более циничный, а главное - более финансово мощный игрок на рынке и вытеснит с пастбища вчерашних бойцов, которым нечем ответить, потому что у них нет ничего, кроме того же навыка продвигать товары.

Во-вторых, на рынок выходят фирмы с производством в Китае, что позволяет им предложить добротные товары по неслыханно низким ценам.
Этим врагам старые игроки тоже не могут ничем ответить.
Надо бы качеством сборки и настройки, но ни того ни другого реально - нет.

В - третьих, не все покупатели мыслят на основе описания ассортимента магазинов (это когда человек бормочет : "Ну, в этом изделии стоят такие узлы и блоки, поэтому оно играет так, а в этом - стоит вот что, понятно, что оно играет эдак").
Некоторая доля рынка - покупатели, критично относящиеся к рекламе, они выбирают по реальным достоинствам.
Через этот сектор на рынок лезут фирмы с хорошо звучащими изделиями. И хотя хорошие вещи без надувательской рекламы медленно пробивают себе дорогу, в конце концов - пробивают.
Ничего не мешает, закрепившись на вменяемом секторе рынка, как на плацдарме, начать откусывать покупателей у циничных фирм, всецело руководимых маркетологами.

Какие признаки, что колонки создал не фанат музыки, а маркетолог?

Как правило - используются декоративные детали из пластика, придающие колонкам хитрую привлекательную форму. Эти пластмасски замечательно дребезжат на некоторых частотах.

Дофига басов, как у здоровенного бумбокса.Считается, что покупатели в восторге от бухания. Реально любой дисбаланс мешает кайфовать от музыки - перевес басов - не исключение.

Для украшения звука нередко приподняты высокие частоты. В сочетании с задранным басом получается, что середина - провалена.
Это приводит к очень бедному, примитивному воспроизведению солирующих инструментов и вокалистов, без эмоций, не интересно, не зажигательно.

Следующий признак маркетологических колонок - обязательное оригинальниченье, а как же - новые технологии, благодаря которым "бла - бла - бла".
Например - покрытие нормальных бумажных диффузоров какой нибудь мерзостью - металлом или керамикой и т.п. Не важно, что эти приблуды гадят звук, зато налицо "преимущества" перед "обычным стиральным порошком", извините - перед обычными колонками.
Маркетологи требуют обязательных заметных отличий, в том числе - внешних, от общей массы, пусть даже во вред звучанию.

Особенно обидно, когда маркетологи уничтожают прошлые достижения, требуя создания "усовершенствованных" элитных колонок (Танной). "
 

??? С моими финансами (стыдно сказать) мне грозит лишь советский усилитель и какие-нибудь полочники примерно за 120-100 уе. Не могли бы вы посоветовать что-нибудь?
  Стыдиться нечего. Все знают, что деньги и ценность человека - не одно и тоже. Берите SVEN - 830B и Одиссей - 021. Получите звучание, сравнимое со среднестатистической hi-fi системой за 1000$.

SVEN - не отличаются от других средних современных АС. Электростатические советские колонки были превосходны, только очень узконаправлены и не могли развивать большое звуковое давление. По тональному балансу были хороши малышки S-30B, но они звучали не очень чисто, особенно похрипывали на низких частотах. Самые первые 35АС-1 были получше Свенов. Поздние модели типа S-90 и т.п. звучали хуже исходных 35АС-1. Сносные колонки: - 10МАС, Бердские 25АС и 15АС.
 

??? честно говоря, Ваши отзывы об советских S-30B повергли меня в шок.Более гнусной поделки в мире полочной акустики мне лично слушать не доводилось.
  Хотел бы найти Ваше понимание моего восприятия музыки.

Если мне это удастся, то Вы не будете удивлятся моей положительной оценке далеко не роскошного звучания S-30B.

Среди слушателей немало меломанов. Я ведь - меломан, а не аудиофил или хайфарик.
Мы по разному слушаем.

Меломаны не слушают сотавные части звука отдельно : - низ, середину, верх.
Более того, если колонки навязывают аналитическую, рассыпчатую подачу звуков, то меломанам это не даёт слушать музыку.
Поэтому бывает и так, где аудиофил очень недоволен, меломан слышит адекватную подачу художественных образов музыки и ставит колонкам "зачёт".

Я прошёл сначала состояние "хайфарика", потом - "аудиофила" и только затем стал меломаном.
Это довольно типичный путь.

Похоже на то, как человек сначала рассматривает в книге картинки, качество бумаги, переплёта, шрифт - приятно ли книгу рассматривать.
Это - стадия "хайфарика", который хочет, чтобы был упругий бас, прозрачный верх.

Потом человек учится читать и начинает понимать слова и предложения - ему приятно,чтобы слова и фразы были красивые
Это - стадия "аудиофила", который хочет, чтобы звуки были красивые и натуральные.

Потом человек настолько автоматически начинает читать, что понимает смысл и пафос всего литературного произведения и желает, чтобы писатель открыл ему свою душу, свой жизненный опыт и чтобы при издании книги хладнокровный наборщик не перепутал ни слова, ни предложения, ни главы книги между собой, чтобы ничего не пропустил.
Это - стадия "меломана", который ставит колонкам "зачёт", только если они передают художественные образы музыки, звучат зажигательно.

На комфортность, а тем более - на басы и верха, меломану - плевать, потому что он очень опытен и знает, что живая музыка красиво басит и дзинькает и звучит комфортно не всегда, а только тогда, когда это надо для художественного образа.

И хорошие колонки звучат с басом и верхом и комфортно не чаще, чем это надо для внутреннего содержания музыки, а колонки для массовых продаж должны подольститься постоянным красивым басом и верхом, постоянной комфортностью звучания.

Такие льстивые колонки подают разные записи с похожим звуком. То, что они делают с музыкой, похоже на превращение разных книг в похожие комиксы.

Если колонки хороши - то они подают разные записи так, что в их звучании трудно найти что нибудь общее, как будто каждый раз работают разные аудиосистемы.

И хорошим колонкам плевать, любим мы басы, или - нет.

Если в музыке их нет - они их не вытянут, если есть - не усреднят до сабвуферных резиновых мурчаний.

Так как опыт меломана включает в себя опыт аудиофила и хайфарика, то я могу понять и встать на позиции восприятия и того и другого.

Но больше кайфует от музыки именно меломан.
Он воспринимает музыку не как удовольствие от воздействия на психику красивых звуков и ритмов, а как способ ухода в мир переживаний, выражаемых музыкой.

Зачастую эти переживания со знаком "минус" : - тоска, страдание, слёзы.
Но они свободны от тягот физической, телесной части человека.

Фактически, меломан медитирует, почти как йог, и такая медитация, чистая духовная жизнь - одно из самых высших наслаждений.
Меня не раздражают огрехи в звучании, а раздражает омертвление музыки при скрадывании интонаций, сопутствующей скрадыванию огрехов.

Пусть яблоко будет червивое, чем с ядохимикатами.

Возвращаясь к теме.

...Советские динамики изготавливались по технологиям 60-ых годов.

В этом их слабость и сила одновременно.

Слабость : - разброс парметров от динамика к динамику сводит на нет усилия по разработке референсных АС на их основе, так как любовно выровненная АЧХ на опытном образце АС не повторяется на следующем экземпляре АС без дополнительной подстройки фильтра.

Сила : - старые технологии не предполагали злоупотребления пропитками или синтетическими материалами, поэтому динамики получались с высоким разрешением, отличной передачей тихих звуков и с отличной натуральностью звучания.

Именно такие динамики в 60-е годы производились во всём мире. На таких динамиках были созданы легендарные колонки AR, Tandberg и т.д. Кстати, обладая выдающимся звучанием, они имели недопустимый по современным понятиям разброс АЧХ между однотипными колонками, что исключало получение отчётливой локализации.
В те годы это не считалось важным параметром : - это видно даже из расположения СЧ и ВЧ динамиков по горизонтали относительно друг друга у многих моделей АС (узкая диаграмма направленности в горизонтальной плоскости, несовместимая со стабильным стереоэффектом).
Кроме того, было нормой ставить, например, ВЧ относительно СЧ по горизонтали одинаково для левой и правой АС, а не зеркально симметрично, как сделали бы уже в 80-е годы. При этом получались два узких луча в области частоты раздела СЧ и ВЧ, которые, к тому же, направлены не вперёд, а - вбок (влево или вправо, в зависимости от модели АС) в горизонтальной плоскости. Это значит, что между колонками вообще нет точки, где излучение левой и правой АС одновременно синфазны, одинаковы по амплитуде и АЧХ! То есть, стереокартина вообще не получается, так, что то условно - приблизительное.
И тем не менее, слушать AR-3a : - райское блаженство, каждое музыкальное произведение поражает глубиной и правдивостью художественных образов.
К тому же : - звучание значительно натуральнее, чем у большинства современных АС.

Это учит тому, что локализация : - дело "шестнадцатое" по сравнению с художественной полнотой звучания и натуральностью тембров. Далеко не все записи содержат информацию о звуковой картине в пространстве, но это не означает, что они не содержат музыку.

Слушатель : - не стрелок с завязанными глазами, который должен на слух поразить цель. Главное - чтобы "попала в цель" - в душу слушателя, воспроизводимая музыка.

Конечно, ещё лучше будет, если выравнять звучание АС стереопары кропотливой работой с фильтрами, всё время следя за тем, чтобы общий тональный баланс не ухудшился и не ослабела выразительность звучания музыки.

Сверхточность ФЧХ - полезна, но ни в коем случае не рекомендую ради неё жертвовать тональным балансом.... Я пробую в процессе моделирования фильтров несколько вариантов частоты раздела, для каждого значения добиваюсь наилучшего тонального баланса и сравниваю, при какой частоте раздела звучание содержательнее.

Динамики в моих минимониторах : - Элмат - ПМ, они не имеют прямых аналогов среди советских, но диффузоры - изготовлены по старой технологии. Не знаю, в чём секрет, но разброс параметров весьма невелик по сравнению с настоящими старыми динамиками.
 

??? Что из напольников Monitor Audio Bronze 3 ,Acoustic Research Status S30,Таппоу Mercury МхЗ ,B&W DM 305 посоветуете?
  Кроме Monitor Audio в Вашем списке нет АС, только "продукты" маркетинга.
Acoustic Research не существует после 1979 года, просто не так давно знаменитую марку купили хладнокровные делатели денег, их изделия отлично отделаны и отвратительно вялы по звучанию.
С Tannoy случилась другая беда: - поколение творцов ушло по старости, пришли "деятели", звука уже нет и не будет.
А у B&W я нормального звучания никогда и не слышал, не знаю, был ли в истории этой фирмы добрый период.
 
??? Меня несколько покоробило ваше "прохладное" отношение к B&W - а ведь это едва ли не самый популярный бренд в Европе...
  Это один из крупнейших игроков на рынке,серьёзный источник пополнения бюджета "английского нродного хозяйства", поэтому получающий в английской прессе постоянную мощнейшую поддержку.
Несравненно более достойно звучащие превосходные английские колонки "Монитор аудио" не имеют даже доли этой поддержки, так как не "гонят такой вал".
Массовая продукция редко бывает лучшей, так как "промоушн" обеспечивает спрос вне зависимости от реальных достоинств.
 
??? Если сравнить обсуждаемую акустику с Dynaudio Audience 42 и Audience 52. Кто-то слушал?
  Vitas - Я слушал и сравнивал. Именно поэтому давно пользую колонки Клячина, а не Аудиэнс, хотя последние великолепная акустика. А вы цену сравнивали?
Не каждый, желающий хорошего звука, позволит себе расстратиться на Динаудио.
Но многие из тех, кто готов потратить на акустику сумму 350 долл., часто могут добавить еще 100 и получить на выходе а-ля Динаудио, причем не Аудиэнс, а скорее Контур. Впрочем, что я говорю, не слушайте меня, гребите Даймонды, господа, гребите! В том числе и у меня!

Марк Фельдшер -Дайнаудио дают очень хороший звук.
Чем они берут? - правильной настройкой АЧХ, точным балансом между левой и правой АС (одинаковость параметров как головок, так и фильтров) и, конечно, головками с натуральным звуком.
Услышишь Клячинские - удивишься, насколько похож характер звука.

Клячин - У Динаудио изумительны полочники, напольники - не лишены недостатков.
Думаю, мои колонки надо сравнивать с контур 1.1 - это моя любимая модель среди других Динаудио.
Контур - 1.3 - сказочная вещь.
Контур - 1.8 в комнате 20м без поглотителей баса (фальшстен, подвесных потолков, без крупных шкафов) будут возможно гудеть.
У меня есть знакомый меломан, который будет вынужден по этой причине заменить Контур - 1.8 на Контур - 1.3.

Если нет Динаудио, Монитор аудио тогда ищите, у них вроде и напольники не гудят.
Динаудио обычно сильно превосходят Парадигм; Мордаунт шорт и Инфинити здорово уступают Динаудио и Монитор Аудио (хотя за все модели ручаться не могу).
 

??? Вы не раз писали, что ваши колонки близки по звуку то к сонусам, то к контурам, теперь еще и к трианглам. И как все это может совмещаться?
  Вы правы - перечисленные колонки звучат по-разному.

Но их объединяет нетипичная для других фирм забота о качестве звука.
Эти отдельные производители работают в той же нише, что и я - они обеспечивают колонками требовательных покупателей, поэтому звучание их изделий, хоть и не одинаковое, всё же ближе между собой, чем с бредовым звучанием акустических систем многих других фирм.

Эти аналогии с Динаудио, Сонус фабер и Трианглом мне приводили мои покупатели, которые и сравнивали с этими превосходными изделиями мои колонки.
 

??? AN Z3 - что Вы можете сказать про эти колонки?
  Мои свежие впечатления от колонок Аудионот относятся к модели AN - J/SPX1737 (2700$ за пару).
В целом - гениальные колонки для ламповых усилителей.
Плюс - изумительная передача малых составов музыкантов, просто- магия!
Минус - неестественная передача низких частот и некоторый избыток высоких частот.
Вспоминая, как я принимал участие в тестировании другой модели для журнала в 1997 году и как я слушал экспозицию Аудионот на одной из ежегодных выставок "hi-fi show" в московской гостиннице "Софитель", могу сказать - я восхищён подачей музыки при помощи колонок Аудионот. Недостатки у них общие - неестественный бас и задранный верх.
Можно, конечно исследовать, удастся ли сохранить магию, устранив эти недостатки. Думаю, что мой огромный опыт позволяет надеятся на успех в таком деле.
С другой стороны, если по справедливости выстроить очередь на лечение у "доктора" из разных колонок фирм, представленных на рынке, то изделия Аудионот займут одно из последних мест.
Если уж их переделывать, то сначала надо переделать 99% всех существующих сегодня моделей колонок.
 
??? Я слышал, Вы не очень хорошо отзывались о акустике Kef. Я недавно приобрел Kef Q5 и мне интересно, чем они так плохи. Также слышал, что Вы их вроде дорабатывали. В чем заключалась доработка ?
  Продукция KEF соответствует среднему уровню качества среди близких по цене акустических систем, представленных на рынке. Другое дело, что этот уровень недопустимо понизился, например с уровнем, характерным для 1970 года.
Мне поручали перенастраивать следующие модели KEF :

KEF Q65, KEF Q7, KEF REFERENCE MODEL TWO.

Формировал им желаемый тембральный баланс созданием другого фильтра - кроссовера.
Определённый разработчиками фирмы KEF тембральный баланс не устраивал владельцев.
Его особенность - небольшое преобладание НЧ и нижней середины над СЧ, что приводит к искажению художественных образов музыки и ненатуральному звучанию, особенно заметному на акустических инструментах и голосах вокалистов. Такие аномалии тембров вызывают смещение музыки в "минор", замедляют кажущийся темп исполнения, сглаживают эмоциональные "взлёты" музыки, снижают ощущение энергичности исполнения.
Кроме того, дисбаланс вызывает ощущение, что солисты и аккомпаниаторы меняются местами - например, вместо вокалиста начинает солировать контрабас.
Снижается также прозрачность и лёгкость звучания.

Для трёхполосных KEF - мой гонорар - 300$, срок выполнения - месяц. Учитывая, что мне фактически приходится создавать новый звук - новую модель АС, я работаю необычно быстро.
 

??? Ваше мнение - как специалиста в области создания АС - об английских ProAC'ах в сравнении с Вашими.
  Хоть я не сравнивал на одном тракте в одном помещении, и не знаю весь ассортимент Проак, я очень высоко ценю эти АС, особенно - полочники.
На мой взгляд :
Плюсы - пространственное звучание, звук не сидит в колонках (к напольникам Проак этот плюс не относится), неплохой баланс между НЧ, СЧ и ВЧ, высокое разрешение, детальность, прозрачность, чистота звучания, богатство тембров, динамичность.
Минусы - несколько "холодят" эмоции музыкантов.
Итог - резко выделяются в лучшую сторону среди большинства колонок других производителей.
 
??? Ваше мнение о колонках HECO вообще и модель Argon 50 в частности? Кроме них у нас в городе есть Jamo.
  Я прослушал только флагманскую модель HECO Anniversary - мне очень понравилось. Рискую ошибиться, но порекомендую из HECO и Jamo выбрать HECO. Jamo - плоховато.
 
??? CSI:
...заметная особенность JMLab Utopias - навязчивая локализация, насильственно заставляющая всматриваться в каждый звук. Это отвлекает от главной линии музыкальных событий. Хотя формально Лабы не выделяются неприятно острым звуком, но JМ-Лаб тяготеет к глянцевости и поблескиванию. Звук у них довольно костлявый - недостает мяса и кожи. При более длительном и внимательном прослушивании начинает замечатся ещё одна черта – дискретность, разделение непрерывной огибающей звучания на мелкие кристальчики, биты.
  Недавно сдал заказчику перенастроенные JM lab cobalt 820.
Согласен с Вашим описанием JM lab-овского звука.
Как жаль, что мало кто накопил опыт анализа АЧХ в связи со звучанием. У JM lab своеобразная АЧХ : от нижней середины до ВЧ - плавный, равномерный подъём на пару дБ, этакая наклонённая прямая. Поэтому и разваливается звук на "пиксели" (если применима аналогия с изображением). При этом нет ощущения преобладания ВЧ, так как весь бас поднят вровень с максимумом на ВЧ. Звук получается вроде сбалансированный, детальный, но - "злой", механический.

Видно, что JM lab cobalt 820 - одно из детищ маркетологов, не конструкторов, влюблённых в музыку.
СЧ динамик стоит "чтобы был" - он призван воспроизводить СЧ, но делает это хуже, чем имеющиеся два НЧ динамика, а на 1кГц ещё и "срёт", дребезжит (это - не брак, дребезг в обоих АС). НЧ тоже не шедевр - АЧХ "ломается" в области 400 - 800 Гц. ВЧ - хороший динамик.

Вот нафига, кроме для охмурения клиентов "супертехнологиями", покрыты НЧ и СЧ керамическим тонким слоем? Изгажены ведь этим АЧХ и призвуков гадких немало получено. Помучившись изрядно, сбалансировал АЧХ как мог хорошо и колонки стали способны воспроизводить не только звуки, но и музыку, клиент доволен.
Но, до хорошо сбалансированных колонок на бумажных динамиках даже перенастроенным колонкам на динамиках JM lab - всё таки далеко.
 

??? Уважаемый Александр, я слышал, что Вы занимаетесь доводкой акустики Sven, это верно? Можно ли серъезно рассматривать эту акустику?
  Акустические системы SVEN изготавливаются добротнее, чем например, современные недорогие модели Танной. Но звучание - заметно окрашено, хотя низкие, средние и высокие - сбалансированны между собой.
Окраска носит такой характер, что не только делает звучание не совсем естесственным, но и отчасти "душит" передачу эмоций, выражаемых музыкантами. Позвольте один смешной пример : - страстное пение солиста SVENы превратили в подобие вялого бормотания мужика с похмелья, который вслух считает мелочь на опохмелку : "десять копеек, двадцать копеек, хватит - не хватит".

Несмотря на это, после перенастройки акустика SVEN играет вполне приемлемо. Звучание меняется в лучшую сторону настолько существенно, что руководство "SVEN" и я приняли решение о сотрудничестве.
Пока я переделывал (для выяснения потенциала изделий под маркой Sven) только одну модель - полочники Sven 760.
У модели Sven 760 оказались приличный корпус, отличный ВЧ динамик и сносный НЧ. Я создал новый вариант фильтра, который обеспечивает лучшую АЧХ. Для устранения недостатков звучания, не исправляемых фильтром ( кривизны АЧХ в области 500 ... 600 Гц ) удлиннил калиброванно трубу фазоинвертора для выравнивания АЧХ на НЧ и устранил отражения звука от задней стенки, существенно увеличив внутреннее звукопоглощение (дополнительная заглушка).

Особенно лестно, что генеральный директор SVENа привёз мне домой исходный вариант точно таких же колонок для сравнения с переделанной парой и одобрил мой вариант, что позволило договориться о сотрудничестве.

АС "Sven by Клячин" будут стоить примерно столько же, сколько непеределанные исходные модели, только играть будут заметно лучше прототипов.

Сегодня (17.03.2003) слушал в офисе SVEN их лучшие колонки - есть хорошие модели! Собираюсь перенастраивать три - четыре модели для создания элитных версий, которые будет производить фирма SVEN.

Сейчас практически все производители делают колонки в Китае на заводах - городках, где рабочие живут на втором этаже, а собирают колонки в хорошо оснащённых цехах на первом этаже.
Современное производство, полное обеспечение работников всем необходимым - вплоть до спорткомплексов, бассейна, школы и т.д. Динамики делаются тоже в Китае, качество - хорошее, цены - уникально низкие :
в Китае не надо тратить деньги на сооружение слишком защищённых от холода и согревание громадных производственных помещений зимой, климат позволяет, + относительно дешёвая рабочая сила. По этим причинам производство в Китае подрывает экономику в других странах.

Фирма SVEN сотрудничает со мной не для глобального обновления ассортимента, а для повышения престижа, для доказательства своей способности делать элитные колонки. Поэтому вряд ли стоит ожидать скорого появления в магазинах колонок "SVEN - Клячин".
Они будут делаться небольшими партиями для участия в журнальных тестах и выставках. Руководство SVEN не считает, что для повышения сбыта необходимо усовершенствовать все производимые колонки. Да, они не идеальны, но за эти деньги им конкурентов нет.

Я не планирую улучшать колонки SVEN, принадлежащие покупателю - вряд ли кто пожелает заплатить за перенастройку больше, чем за сами колонки. Иногда буду продавать переделанные SVENы по цене почти не отличающейся от цены непеределанных колонок - это будут образцы. переделанные на деньги SVENа для запуска в производство элитных версий колонок.

[ Здесь ] можно найти схему переделки Sven-760 от А.Клячина
 

МОДЕРНИЗАЦИЯ
??? Александр, как вы относитесь к смене проводки внутри акустических систем на более дорогостоящий кабель (например, медь на серебро) до и после фильтров, в бюджетных системах? Скажем, для младших напольников в линейках различных фирм (400 - 500$) такой апгрейд способен реально улучшить звук?
  Большая часть доступных серебряных проводников звучат хотя и детальнее, но менее натурально, чем медь.
Исключение - серебряный литцендрат фирмы Аудионот.
Поэтому меньше риска - заменить ординарные провода внутри АС на медный литцендрат. Улучшение будет заметнее, если Ваша аудиосистема скомутирована литцендратом или не менее хорошо звучащими кабелями.
 
Преамбула | FAQ:Акустические системы | FAQ:Hi-Fi и Домашний кинотеатр | Чайник с паяльником


   CheckCfg & Sklad (1.25 & 2.12) в софт-каталоге ProtoPlex TopCTO Музыка
  Rambler's Top100    

 

Hosted by uCoz